газета "На Варшавке"
№ 12 (74) ДЕКАБРЬ 2003
ПУТИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

Дискуссия по поводу объема полномочий, которые "достались" муниципалитетам и муниципальным Собраниям, началась до того, как в Москве начал работать Закон о местном самоуправлении. Нередко приходится слышать, что это разделение произошло несправедливо, и органы местного самоуправления оказались "обделены". На самом деле, количество их функций несравнимо с теми, что имеют управы. Как же быть - может, справедливо было бы поделить полномочия пополам? Но очевидно, что чисто механическое разделение полномочий и, соответственно, бюджетов, здесь не годится.

Ответ на вопрос о разделении полномочий тесно связан с другим: чем для нас является Москва? "Малой родиной", родным городом, где живем мы и будут жить наши дети, или же местом, где можно успешно реализовать проекты, выгодно вложить деньги, неплохо заработать, не оборачиваясь назад и не заглядывая вперед.


Это наглядно отражает разницу в подходах к управлению городом.


Муниципальный подход ориентирован прежде всего на создание удобной для людей, экологичной среды обитания, он ассоциируется со спокойствием тихих улочек и уютных дворов, где все друг друга знают.


Есть и иной подход: Москва - федеральный центр, столица большого государства, где утверждаются государственные идеи, формируются финансовые потоки, где сосредоточены все "властные рычаги", привлекательный для предпринимателей центр торговли, куда стремятся в поисках счастья и длинного рубля граждане из ближнего и дальнего зарубежья. Такая Москва немыслима без загазованных трасс, "многоэтажных" транспортных развязок, огромных супермаркетов, без плотности застройки, при которой буквально яблоку негде упасть, когда здания превращаются в небоскребы, наращивая этажи вверх, и зарываясь вниз, под землю.


Каким образом не мешать городу развиваться как единому организму и при этом учитывать особенности составляющих его территорий? Как разрешить эту философскую проблему единства и борьбы противоположностей? На мой взгляд, основой для компромисса при ее решении может стать существующее разделение властей на городскую исполнительную власть и местное самоуправление. Причем именно органы местного самоуправления - тот уровень власти, который ближе всего "к земле", к людям и их насущным проблемам, - должны обобщить мнение народа, сформулировав его в виде законодательных инициатив.


Местное самоуправление способно обеспечить
по-настоящему массовое представительство - в Москве насчитывается около 1300 советников муниципальных Собраний, которые, без сомнения, могут представить весь спектр общественного мнения столицы (тогда как депутатов Мосгордумы всего 35). К тому же местное самоуправление обходится населению практически даром: содержание 125 муниципальных Собраний и 1300 муниципальных депутатов не идет ни в какое сравнение с затратами на обеспечение работы Мосгордумы. Депутаты муниципальных Собраний выполняли, выполняют и будут выполнять свои обязанности на общественных началах, без отрыва от основного места работы. Содержание же аппарата муниципалитетов, которые выполняют функции, связанные с важнейшими для жизни города вопросами (например, деятельность органов опеки и попечительства, защита прав детей), сравнимо с затратами на аналогичные структуры независимо от их принадлежности.


Местное самоуправление нельзя свести к выполнению набора определенных функций, закрепленных за исполнительным аппаратом местного самоуправления, - они с таким же успехом могли выполняться и в прежней системе управления. Главное в местном самоуправлении его суть: возможность с помощью "народных" депутатов - советников муниципальных Собраний - принимать участие в разработке законов города, работать на благо избравших их жителей во имя процветания района.


И здесь уместно вспомнить ленинский лозунг: "Учиться, учиться и еще раз учиться…". Причем учиться придется не столько исполнительному аппарату Муниципалитетов (в основном он укомплектован кадрами, имеющими опыт работы в городских структурах), сколько и прежде всего самим депутатам. Хотелось бы, чтобы среди народных избранников не было дилетантов - иначе большинство срока их полномочий уйдет на ликвидацию правовой безграмотности. Профессиональное исполнение представительских функций требует от советника широкого кругозора, правовой подготовки, опыта руководящей работы, знания системы управления городским хозяйством. Нельзя управлять механизмом, не будучи с ним знакомым. Как бы ни был хорош человек по личным качествам, если он дилетант, в деле он практически бесполезен. По моим прикидкам, предел "бесполезного балласта" в представительном органе 10-15%. Только тогда, когда советники - будущие депутаты муниципального Собрания - станут профессионалами, можно будет вести разговор о развитии местного самоуправления, о передаче ему полного перечня полномочий, установленного законами РФ.


В заключение - два слова о предстоящих выборах депутатов Госдумы. Они определят жизнь страны на ближайшие четыре года. Что может произойти за это время? Новейшая история России подсказывает: да что угодно!


Сейчас молодежь вряд ли согласилась бы безоговорочно принять порядки бывшие в стране до 1991 г. Многие, кто до сих пор считают себя советскими людьми, тяжело адаптируются к сегодняшней жизни. Разница во взглядах на жизнь между старшими поколениями и теми, чье детство пришлось на перестройку, становится все значительнее. Как в таких условиях сохранить преемственность в развитии страны? Сложно. Ведь выбирать можно только из того, что есть. Поэтому порой вместо свободного выбора приходится выбирать меньшее из всех зол. Но участвовать в процедуре избрания народных представителей разного уровня необходимо.


А выборы советников местного самоуправления состоятся в марте 2004 г.

Б. Абрамов-Бубненков, советник
муниципального Собрания


Другие статьи в разделе "Муниципальное самоуправление":

"ВОЛХОНКА" В ЧИСЛЕ ПЕРВЫХ
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ СОБРАНИИ
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
ДЕТСКИЙ САД №2004
ГРАФИК ПРИЕМА ГРАЖДАН
СОЛДАТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ



 
Rambler's Top100
 
 
 
 
© Редакция газеты "На Варшавке"
na-warshavke@yandex.ru
Реклама
Hosted by uCoz